Отдых на www.Timurdark.narod.ru

Справочные сведения о районе путешествия.

Район путешествия:

Республика Башкортостан, река Юрюзань.

Подробная нитка маршрута:

г. Благовещенск – г. Усть-Катав – р. Юрюзань (сплав) – с. Чулпан – г. Благовещенск.

Определяющие препятствия маршрута: сложных участков нет.

Наличие интересных фотоматериалов: природа, музея Салавата Юлаева, Санатория Янган-Тау, источника Кургазак.

Общая смысловая идея похода, его уникальность:

- Основная идея заключается в том, чтобы использовать природу как мощный стимул адаптации детей в обществе;
- Формирование и развитие навыков социального адаптирования детей: ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание, социально-бытовая ориентация; различные формы коммуникации, физическая и социальная мобильность;
- Укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса, стимулирования адаптационных возможностей организма;
- Повышение уровня экологических и природоохранных знаний, ориентация на участие в решении совместных экологических проблем посильными для ребят способами:
а) операция по очистке туристических стоянок р. Юрюзань от бытового мусора – «Чистая стоянка» и «Фантик»;
б) операция по сбору лекарственных трав – «Зеленая аптека»;
- Расширение зон творческих возможностей детей.

Варианты подъезда и отъезда:
автобус, поезд до г. Усть-Катав. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:

Идрисово – попутный автобус. Изменения маршрута не было.

Техническое описание маршрута, дневник:

24. 07. 2006
В центре собирались в 8 часов утра, но выехали только в 11 часу, ждали автобус, который сломался. Доехали до места за 5 часов без приключений, если не считать, что пару раз останавливался автобус на технический перерыв. Приехали в г. Усть-Катав определились со стоянкой. Разгрузив вещи, дежурные пошли готовить обед, а другие – обустраивать лагерь ставить палатки. Вечером, накачав катамараны, и подготовив все к утреннему выходу на маршрут, стали жарить шашлыки. После ужина с разрешения руководства мы сходили погулять и встретили группу туристов, которые стояли неподалеку от нас. Мы подошли и познакомились. Туристы были из Челябинска. Вместе посидели, послушали, как они пели песни под гитару. Хозяева оказались очень гостеприимные, усадили нас возле костра. Мы посидели с ними и решили, что руководители будут волноваться из-за нашей задержки, и вернулись на место стоянки. Посидели у костра, поиграли в игру, после которой мы немного лучше узнали друг друга. Объявили отбой и мы пошли спать. Очень долго не могли заснуть. В нашей, девчачьей, палатке все время падал купол. Ну, наконец-то мы заснули.

25. 07. 2006
Наши дежурные в это утро оказались очень добросовестными. Они встали рано, даже раньше руководителей, приготовили завтрак и с первым восходом солнца позавтракали. Для нас этот день был очень запоминающимся, т.к. некоторые из нас впервые сплавлялись и не держали в руках весла. После завтрака начали собираться, в этот день долго собирались и только часа в 2 отправились в путь. Мы проходили мимо скал, пещер, этих игр природы которые создавались веками. Изумлял чистый воздух, живописные луга. Очень долго искали стоянку, наконец – то нашли местечко. Место было очень красивое, но поблизости паслись коровы и везде были «мины». Разгрузившись, на «минном» поле начали ставить палатки, а дежурные стали готовить ужин. Антон и Тимур не упустили момент и вляпались на минном поле и замаравшись не придумали ничего лучшего, как стирать на себе одежду. Поужинав, мы решили все помыть голову. В этот вечер играли в города. А ночью к нам приезжали деревенские от них мы узнали, что изменений в погоде не предвидится, будет холод и будут дожди. Прозвучал отбой. И на этом наш 2-ой день закончился.

26.07.2006
Встав часов в 11, позавтракав, отправились осматривать Идрисовскую пещеру. Очень долго забирались на гору, было очень тяжело, но мы добрались до пещеры. Нам открылась прекрасная панорама природы. Мы сфотографировались и собрались в обратный путь. Обратная дорога была немного легче, т.к. пошли по краю берега. Когда пришли, нас уже ждал вкусный обед. После обеда мы быстро собрали палатки, подкачали катамараны, лодку и пошли дальше. В пути приболел Тимур (поднялась температура, в прочем все обошлось) и гребли на нашем катамаране Светлана, Виктор Васильевич и Антон, Игорь и Артур ленились и не помогали. В этот день мы быстро нашли место для стоянки, но Антон сказал, что за дровами надо далеко ходить. И у нас у всех испортилось настроение. После ужина Игорь вымыл посуду. Поиграли в карты, поговорили и легли спать.

27.07.2006
Встали очень поздно около 12 часов. Собирались сходить на гору, в органные пещеры, но не пошли только из-за своей лени. Целый день провалялись в палатках, пели песни, варили кушать. Этот день прошел без особых приключений. Очень рано легли спать, но до этого устроили с соседней палаткой песенную перестрелку.

28.07.2006
Решили остаться еще на один день, т.к. погода была отвратительна. Сильно поднялась вода. В этот решили истопить баню. Она была великолепная, только от бани Светлане и Ольге Николаевне стало плохо, но как всегда все обошлось. Все, отдохнув в палатках после бани, вышли к костру и начали петь песни. Но очень быстро все разошлись по палаткам. И вскоре лагерь стал сонным царством. Но Тимур, Светлана и Лиана слышали, что по лагерю кто-то ходил…

29.07.2006
Утро было облачное, лил дождь. Дежурные кушать не варили. Только Ольга Николаевна и Евгений вышли в дождь из палаток и сварили завтрак макароны с тушенкой, разнесли всем по палаткам. Проснувшись. После него все опять погрузились в сон. Из-за дождя у всех испортилось настроение. Но после обеда погода наладилась, и Виктор Васильевич с ребятами пошли ловить рыбу. Потом пойманную рыбу почистили и сварили уху, а под вечер пожарили рыбу с картофелем. В нашей девчачьей палатке ночевал Антошка. Легли спать. Света легла с краю и бац!!! Вскакивает и говорит, что с краю палатки кто-то лазает, пытается залезть в палатку. Но никто не поверил. Опять легли, но тут все уже услышали, что кто-то шаркается о палатке, мы все испугались. Соседняя палатка услышала, как мы кричим, и пришла к нам. Эдуард с Артуром тоже проснулись и услышали, что кто-то ходит по лагерю. И они тоже пришли. В нашей палатке собралось 8 человек. Сидим и слышим, что кто-то идет, подходит к палатке, открывает тент, заходит в тамбур. Ситуация накалилась до предела. Открывается палатка и появляется…Тимур. Смех стоял на весь лагерь. Спать легли со спокойной душой.

30.07.2006
Встали как всегда поздно. Но дежурные не подкачали и сварили отменный завтрак. Позавтракав, мы начали собираться и наконец-то отплыли. Убрали за собой мусор. Шли по реке очень долго, было трудно, дул сильный встречный ветер, иногда моросил дождь. Доплыли до Малояза к 17.00. Хотели сходить в музей, но причалить к берегу было невозможно. Доплыли до Кургазака, от души напились и набрали собой воды с источника (чай и кофе стали надоедать, сфотографировались и пошли дальше. Река донесла нас до горы Янган-тау, где решили остаться на дневку, вернее на целых 4 дня. Это была наша последняя стоянка. Приехали мы в 19.00 часов сразу же начали разжигать костер ставить палатки и готовить ужин. В этот вечер мы спали «без задних ног».

31.07.2006
Утором мы встали, позавтракали, обустроили лагерь и после обеда пошли в деревню Чулпан. Купили молодой картофель, сметану, молоко. Из всего этого мы сварили вкусный ужин, который очень напоминал о доме и семье. И все сразу настроились на скорый отъезд домой. Ночью нас мучили мыши, которые всю ночь бегали и шуршали вокруг палаток. Очень жалели о том, что Ольга Николаевна не взяла с собой кошку. Но мы уснули очень быстро.

01.08.2006
Закончив завтрак в 11.00, мы собрались и пошли в санаторий Янган-Тау. Шли не очень долго, но было трудно забираться на гору. В санаторий нас не пустили, но наш отважный руководитель, Ольга Николаевна, решила пойти другим путем – мы пошли через лес. Добрались до лестницы, которая состояла из 996 ступенек! И вот мы уже гуляем на территории санатория. Осмотрев территорию, мы уставшие, голодные отправились в лагерь, где нас ждал вкусный обед, приготовленный Виктором Васильевичем и Жанной. Отдохнув, поспали в палатках и начали готовиться к ужину. После него легли спать.

02.-03.08.2006
Эти дни были посвящены сбору лекарственных трав. А вечером третьего августа нас ждал сюрприз, который устроили нам наши руководители: во-первых, нас посвящали в туристы. Поили нас (тех, кто впервые на сплаве) неизвестно какой жидкостью (смесь соли, сахара, сгущенки и уголька с костра). Мы произносили клятву, и нас хлопали по попе разделочной доской. Во-вторых, нам каждому дали номинацию и по этой номинации давали призы. В-третьих, мы устроили песенную перестрелку с руководителями. Но решили, что нет ни проигравших, ни победивших. Всю ночь мы не спали.

04.08.2006
В этот день нам всем не хотелось уезжать, но подходило время прибытия автобуса и мы собирали вещи. Сожгли и закопали мусор на стоянке. В 13 часов прибыл автобус и мы, счастливые и довольные поехали домой. По пути заехали в Малояз, хотели сходить в музей, но у главного врача санатория Янган-тау выходила замуж дочь и нас не пропустили, так как там проходило свадебное мероприятие. На источник нас тоже не пустили сотрудники милиции, сказав, что там проводят дезинфекцию, но, скорее всего там тоже ждали молодых. На этом наш сплав закончился. Доехали до дома в седьмом часу.

Потенциально опасные участки на маршруте: не наблюдались.

Перечень наиболее интересных природных, исторических объектов на маршруте:

а) пещера Кочкари – интересна тем, что видна с воды, нам рассказали, что в ней были обнаружены следы первобытного человека и остатки костей лошади, северного оленя. Также можно подняться наверх скалы по тропинке, которая не круто поднимается вверх, оттуда виден замечательный вид.
б) грот, расположенный недалеко от Кочкарей, в основании утеса, у самой воды. Каждый год мы фотографируемся возле него.
в) пещеры «Органные трубы» - пещеры в виде гротов.
г) пещера Идрисовская (Дворец) – до нее долго взбираться по скалистым взгорьям по тропинке. Очень красивая пещера с тремя окнами, где мы сфотографировались. От нее веет холодом. Руководители нам рассказывали красивую легенду об этой пещере и Салавате Юлаеве.
д) Нам не удалось осмотреть музей Салавата Юлаева, но со слов Ольги Николаевны он нам бы понравился своими скульптурами, экспонатами: сабля и седло, принадлежавшие Салавату Юлаеву, вооружения башкирского война, макет Троицкой церкви в Уфе, в подвалах которой в ожидании суда томились пугачевцы, убранство юрты и т.д.

Перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения

Ремонтный набор: резиновый клей, ластик для зачистки, заплаты, прорезиненная лента, шило-игла, нитки, бензин, игла хомутная, плоскогубцы, мягкая проволока, гвозди.

Медицинская аптечка:

Обеззараживающие средства :

Йод - флакон
Сода пищевая - порошок
Перекись водорода - табл.
Марганцовокислый калий -порошок
Спирт - флакон

Аэрозоли:

Ингалипт при тонзиллитах, бронхитах, стоматитах
Противоожоговый А. при ожогах

Мазь согревающая (финалгон) артриты, радикулит
Свечи противогеморроидальные

Итоги и выводы путешествия:
В результате похода по маршруту: г. Благовещенск – г. Усть-Катав – р. Юрюзань – с. Чулпан – г. Благовещенск, участники похода подружились, адаптировались к новым условиям, укрепили свое здоровье, узнали, как собирать и сушить лекарственные травы, какое их лечебное назначение. Провели операции по очистке туристических стоянок от бытового мусора, то что горело сжигалось, металлоизделия отжигались и закапывались. Ребятам очень понравилось природа Салаватского района; масса красивейших скал; пещеры – Кочкари, Идрисовская Дворец; музей Салавата Юлаева.

Рекомендации:
- Сплав по реке Юрюзань не сложен и является прекрасным отдыхом.
- На местах стоянок необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности.
- Сплав совершать в светлое время суток.
- Сыпучие продукты лучше хранить в герметичных пластиковых баллонах.
- Масло сливочное в смеси с медом, чтобы не портилось.
- На реке очень много мелких перекатов. Постоянно приходиться проводить катамаран.
- Необходимо иметь при себе средства от комаров и клещей.
- Проводить осмотр на клеща не менее трех раз в день.
- При увеличении роста заболеваемости «мышинной» лихорадкой принять меры профилактики: перед едой мыть реки с мылом, хранить продукты в недоступном месте (например, в резиновой лодке или подвешивать на дереве), не употреблять испорченных мышами продуктов, их нужно уничтожить, не использовать в пищу немытые овощи и фрукты и т.д.
- Каждый участник похода должен иметь спасательный жилет.
- Прежде чем купаться, нужно внимательно смотреть дно реки. Найденные осколки и другой мусор лучше закопать на берегу.
- При ненастной погоде соорудить навес из полиэтилена и жердей для укрытия костра и мокрой одежды от дождя.

Приложение
Набор основных продуктов для реабилитационного туристского лагеря:

Если по уровню физических нагрузок или погодным условиям возникает необходимость усилить энергетическую ценность питания, это делается за счет небольшого увеличения каш (10 – 30 грамм на человека), жиров или сала (10 – 50 грамм), сахара (10 – 30 грамм).

Ориентировочное меню:
(в зависимости от времени, места и условий проведения тур мероприятия базовое меню может претерпевать изменения)

Завтрак:

Каша (с добавлением изюма, сахара и т.д.).
Чай (кофе) с сахаром

Обед

Суп с тушенкой, картошкой, макаронными изделиями (овощами)
Салат огуречный (капустный)
Компот (чай)

Ужин

Каша (рожки) с тушенкой, овощами
Чай с сахаром

Вечернее чаепитие

Дополнение: Значительная часть детей в условиях похода испытывает чувство голода перед засыпанием, что делает необходимым вечерний чай обязательным.